Нобуцуна Сасаки

sasaki_nobutsuna_photo.jpg
Фотография Нобуцуны Сасаки

Нобуцуна Сасаки (佐佐木 信綱 Sasaki Nobutsuna, 8 июля 1872 — 2 декабря 1963) — поэт и литературовед.

Родился в селе Исиякуси уезда Судзука префектуры Миэ (в настоящее время город Судзука) в семье поэта Хироцуны Сасаки, писавшего стихи в традиционном японском жанре вака, и его второй жены Мицуко Окамото. Нобуцуна был младшим из двоих детей в семье: у него была старшая сестра, дочь покойной первой жены отца1. Отец всячески поощрял интерес сына к классической поэзии, с ранних лет учил его основам стихосложения и побуждал запоминать стихотворные произведения наизусть. Сын оказался способным: в возрасте 4 лет мог пересказывать стихи из таких сборников классической японской поэзии, как «Манъёсю» и «Кокинсю», а в 5 начал сочинять сам. В 12 лет он поступил в Токийский университет и окончил филологический факультет по специальности «классическая литература»2.

После выпуска из университета Сасаки посвятил свою жизнь поэзии. Он вошёл в литературное общество Асака-ся (浅香社), основанное поэтом Наобуми Отиаи3, но вскоре вокруг него самого сложился кружок любителей поэзии, получивший название Тикухаку-кай (竹柏会, происходит от литературного псевдонима Тикухакуэн, которым пользовался Сасаки)4. В 1898 году Сасаки начал выпускать поэтический журнал «Цветы сердца» (心の花 Kokoro no Hana). В нём он публиковал свои исследования истории японской поэзии, а также стихи молодых поэтов. Учениками Сасаки считали себя такие поэты как Ригэн Киносита, Дзюн Кавада, Самио Маэкава, поэтессы Такэко Кудзё, Бякурэн Янагивара, Миёко Гото и другие2.

С 1890 по 1891 год Сасаки вместе с отцом работал над редактированием 12-томного «Полного собрания сочинений о теории японского стихосложения» (日本歌学全書 Nihon Kagaku Zensho). Исследованием классической японской поэзии он занимался в течение всей жизни, опубликовав такие работы как «История изучения японского стихосложения» (日本歌学史 Nihon Kagaku Shi, 1910), «Исследование истории поэзии вака» (和歌史の研究 Waka Shi no Kenkyū, 1915), «Библиографическое исследование отечественной литературы» (国文学の文献学的研究 Kokubungaku no Bunkengakuteki Kenkyū, 1935)5. Кроме того, он выпустил издание «Манъёсю» со своими комментариями. Его литературный талант был замечен, и ему предложили место преподавателя в Токийском университете, где он читал лекции в течение 26 лет, начиная с 1904 года6.

Сасаки активно занимался не только исследованием поэзии, но и стихосложением. Вначале его стихотворения публиковались в литературном журнале писателя Мори Огая «Пробуждающая трава» (めざまし草 Mezamashi-gusa), но в 1903 году Сасаки издал свой собственный сборник стихов «Мыслительная трава» (思草 Omoigusa)1. Впоследствии он опубликовал ещё несколько сборников стихов-танка, среди которых «Новолуние» (新月 Shingetsu, 1912), «Соловей» ( Uguisu, 1931), «Гора и вода» (山と水と Yama to mizu to, 1951)5. Всего за свою жизнь Сасаки написал более 10 000 тысяч стихов7.

sasaki_nobutsuna_museum.jpg
Музей Нобуцуны Сасаки в Судзуке

За вклад Сасаки в культуру своей страны в 1934 году его сделали членом японской Академии наук (日本学士院), в 1937 году он был награждён орденом Культуры и принят в Академию искусств (日本芸術院)6. Обе академии — высшие из возможных японских учреждений для учёных и деятелей искусств, членство в них почётно. Впоследствии Сасаки служил в Императорском поэтическом отделении (御歌所 O-uta-dokoro)8, был судьёй ежегодного поэтического конкурса «Утакай хадзимэ» (歌会始)9, проводимого императорской семьёй в первый день нового года, и обучал стихосложению императрицу Тэймэй и других членов императорской фамилии.

Что касается личной жизни, то в 1896 году 24-летний Сасаки женился на Юкико Фудзисиме, входившей в его литературный кружок Тикухаку-кай. Юкико родила ему 8 детей: троих сыновей и пять дочерей10. Один из сыновей, Харуцуна, по примеру отца стал поэтом, а впоследствии семейную династию поэтов продолжил и сын Харуцуны по имени Юкицуна11.

Умер Сасаки в 1963 году, в возрасте 91 года. Его могила находится на кладбище Янака в Токио12. В городе Судзука имеется музей поэта13; его летний дом в городе Атами префектуры Сидзуока также сохранён местными властями14.

Пояснения

  • 1. И «мэдзамаси-гуса», и «омоигуса» — шутливые наименования табака15

Примечания

Качество: 
Голосов еще нет
Категория: 

Добавить комментарий

Материалы сайта частично доступны по лицензии CC-BY-SA (подробнее...)